Юниорсерия-ревью

Дорога на молодёжный SM-финал в Швеции, также как и у мастеров, начинанается с Элитсерии. Только с Юниор-элитсерии для хоккеистов не старше 20 лет. В сезоне 2013-14 старшим возрастом в Юниор-элитсерии является 1994-й год рождения. Поэтому в каждой из команд есть сразу по несколько молодых игроков в возрасте от 16 до 20 лет, кто регулярно задействован в первых командах своих клубов. Именно этот фактор придаёт молодёжной серии статус самой настоящей лиги фарм-клубов, причём, фарм-клубов, чьи мастера выступают не только в высшем дивизионе шведского банди, но также в Аллсвенскан и 1-м дивизионе — второй и третьей по-значимости лигах страны.

Таким образом, 10 из 14 фарм-клубов молодёжной лиги представляют команды из Элитсерии, 2 — из Аллсвенскан и ещё 2 клуба — 1-й дивизион. И при этом никаких подстав! В Юниор-элитсерии ни при каких оговорках не разрешается принимать участие хоккеистам старше 20 лет. Для более старших, кому не находится места на площадках высшего и первого дивизионов, имеются еще несколько других, но более низкого достоинства, любительских лиг первенства Швеции.

Чемпионат Швеции среди юниоров имеет долгую историю и разыгрывается с 1955 года. Ровно месяц назад команды Юниор-элитсерии вступили в борьбу за выход в плей-офф и право играть в марте 2014 в Большом-финале на «Френдс-Арене» в Стокгольме. Первые туры XXXXXII первенства Швеции среди молодёжных коллективов прежде всего расставили приоритеты в верхней и нижней частях турнирной таблицы, определив лидеров и аутсайдеров.

Среди тех, кто точно не будет через 3 месяца играть в плей-офф — «Вестерос СК», «Хеленелундс ИК» и «Фалу БС». И если для двух последних результат в серии — не главное, то вот откровенно слабая фарм-команда великого «Вестероса» — уже само по себе открытие не из разряда приятных. Означает ли это, что у «места мастарны» нет ближайшего резерва и, соответственно, будущего? Конечно же, нет! «Вестерос» всегда был, есть и будет элитным клубом, добивающимся самых высоких результатов прежде всего за счёт собственных ресурсов. Но вот тенденция на низкую качественную отдачу своей детско-юношеской школы, чьи воспитанники, кстати, 4 раза выигрывали юниорское первенство, заставляет руководство клуба пересмотреть концепцию своего развития.

Отчаянная смелость «Хеленелундс», команды из Соллентуны, что в границах Большого Стокгольма, вот уже второй год подряд участвующей в Юниор-элитсерии, правда, без малейших шансов на успех, не заслуживает ничего более, чем уважительного к себе отношения. Ребята из ХИК не боятся быть мальчиками для битья. Участие в регулярной серии фарм-клубов для них единственная возможность чему-то научиться в хоккее с мячом и продлить при этом жизнь в спорте больших достижений на национальной сцене. Кроме того, за всем этим стоят здоровые амбиции руководства клуба создать конкурентоспособную команду мастеров, которая сегодня лидирует в восточной подгруппе 1-го дивизиона и вывести её в ближайшее время в Аллсвенскан. Предполагается, что костяк будущей команды составят именно те ребята, которые сегодня обкатываются в Юниор-элитсерии.

Здоровые спортивные амбиции и прагматизм нового руководства «Фалу БС» также, как и в Соллентуне, позволяют не только сохранить хоккей с мячом ещё в одном классическом банди-регионе Швеции — Даларне, — но и с оптимизмом смотреть в будущее. Закончивший прошлый сезон банкротством и деградацией в Аллсвенскан, «Фалу» был близок к тому, чтобы если не потерять, то уж по-максимуму свернуть свою хоккейную деятельность. Однако новые люди, пришедшие к управлению клубом, понимают насколько значим хоккей с мячом в Фалуне и с чего следует начинать строить своё будущее. Именно они помогли сохранить команду мастеров, пониженную в классе до 1-го дивизиона, а также обеспечить существование всей хоккейной школы в городе. Поэтому фарм-клуб «Фалу БС» решает несколько иные, чем только спортивные, задачи в Юниор-элитсерии и результат сегодня для него, как и для «Хеленелундс», не самое главное.

Ещё среди тех, кто может не выйти в плей-офф, также и прошлогодний чемпион Швеции — «ИФК Венерсборг». Похоже, что «Венерсборг», бесславно проваливший на предсезонном этапе Кубок Швеции, оправдывает печальный прогноз и после 5-ти подряд юниорских SM-финалов больше не является фаворитом молодёжного первенства. Что ж, сбой рано или поздно случается с кем угодно, но то обстоятельство, что в составе сегодняшнего фарма из Венерсборга есть те, кто предыдущие два года подряд уже становился чемпионом на этом уровне, а также немало и тех кто представлен на уровне мастеров или в сборных страны, то провальному сезону не находится объяснений.

Те или иные проблемы этой зимой испытывают также ещё три, казалось бы, неплохих коллектива, имеющие в своих рядах хоккеистов высокого класса: «ИК Сириус», «Тиллберга Банди» и «ИФК Кунгельв». Но если для «Сириуса» и «Кунгельва» балансирование на границе выхода в плей-офф является характеристикой предсказанной, то для «Тиллберги» риск находиться в бесперспективной зоне абсолютно ничем не оправдан. Похоже, что детско-юношеская школа в Вестеросе, откуда «Тиллберга», также как и ВСК, действительно находится в кризисе.

«Боллнес ГИФ» отчаянно сопротивляется неблагоприятным обстоятельствам и это помогает ему всё уверенней закрепляться в зоне команд первой восьмёрки, дающей право выхода в плей-офф. Уступив на старте в упорной борьбе двум лидерам серии — «Сандвикенс АИК» и «Ветланда БК», — фарм-клуб «гиффарны» привёз из тяжелейшего выезда в Вестерос к «Тиллберге», Лидчёпинг и Несхё 5 очков из 6, то есть, пока что весь свой актив. Достижение — под силу лишь могучему коллективу. При этом в команде нет звёзд. Но зато имеется мощнейший ресурс мотивации, позволяющей не только компенсировать нехватку исполнительского мастерства, но и вырывать очки у более классных соперников. «Боллнес», благодаря бойцовому характеру, буквально выгрызает свои победы.

Пожалуй, с уверенностью можно сказать, что со средних позиций в ¼ финала пробьются «Несхё ИФ», «Вилла-Лидчёпинг БК» и «Хаммарбю ИФ». Эти команды примерно равного класса. В каждой из них есть лидеры национального уровня. Однако не только одни лишь лидеры сегодня обеспечивают результат на молодёжном уровне. Сегодняшний шведский фарм-клуб — это фактически прототип команды мастеров, где имеет быть место всему совершенному, только в её уменьшенной копии. Поэтому как и в Элитсерии, так и в юниорской сегодня невозможно добиться успеха, не имея сбалансированный во всех линиях коллектив, на который распространяются те же, что и на самом высоком уровне, правила конкуренции.

Но и здесь случается, что порядок бьёт класс. Последние результаты «Боллнеса» — лучшее тому подтверждение. Однако всё же именно звёзды являются украшением любого хоккейного зрелища, будь-то элитная или молодёжная серия. Характерно, что старшим годом в Юниор-элитсерии хоть и является 1994-й, однако игру определяют не они, а ребята, родившиеся годом позже, в 1995-м. Следует заметить, что 95-й год рождения в Швеции, пожалуй, самый сильнейший за всю, как минимум, современную историю шведского банди. Поэтому в юниорской лиге сегодня насчитывается более 3-х десятков юниоров, подавляющее большинство из которых именно те, кто родился в 95-м, которые в то же время играют за свои клубы и во взрослом чемпионате.

Самое большое скопление наиболее ярких юниорских талантов сегодня наблюдается в трёх клубах: «Ветланда БК», «Сандвикенс АИК» и «Эдсбюнс ИФ». Поэтому именно эта тройка с наибольшей степенью вероятности будет претендовать на самые высокие места по итогам регулярной серии, а значит, и на выход в финал.

«Ветланда» с «Сандвикеном» идут без поражений. Обе команды обладают отменной ударной мощью и являются яркими представителями своих хоккейных школ. Их отличие лишь в том, что ВБК играет в быстрый хоккей на базе русского, а САИК традиционно плетёт кружева вальса. Приверженность своим хоккейным школам накладывается на высокий исполнительский класс и способность лидеров эффективно осуществлять все игровые задумки тренеров.

В «Ветланде» целая россыпь звёздных исполнителей. Даниель Йоханссон, Понтус Вилен и Мартин Ландстрём могут не только доставить мяч под завершающий удар Филипу Бринге, но и сами поставить голевую точку в прямой размашистой атаке, что является самым опасным оружием ВБК. Ребята любят играть в открытый хоккей не только потому, что умеют очень хорошо это делать, но и потому, что чувствуют уверенность в своих силах. Вся команда получает явное наслаждение от того, что всё ладится. «Ветланда» пока ещё не раскрыла своих болевых мест, наверное, потому, что пока ещё не оказывалась в критической ситуации. Свой, пожалуй, самый критичный в этом сезоне момент команда благополучно прошла уже в самом начале, в 3-м и 4-м турах, отправившись в гостевое турне в Эдсбюн и Боллнес, откуда увезла 2 победы и претензию на абсолютное лидерство. Не зря подавляющее большинство тренеров команд Юниор-элитсерии, 11 из 14, пророчат «Ветланду» этой весной в чемпионы.

«Сандвикенс» свой момент истины в текущем сезоне пока ещё не пережил и настоящие испытания для него начнутся лишь после Нового года, когда САИКу предстоит встречаться со всеми своими главными конкурентами за высокое место в серии, позволяющее дальнейшие привилегии своего поля в плей-офф. Поэтому пока что в команде всё спокойно и командный механизм, приводимый в движение группой игроков во главе с Симоном Блумквистом и Расмусом Линдером, функционирует отменно. САИК много забивает и при этом забивают очень многие. Венские кружева, рисуемые командой на льду, могут вывести на завершение атаки любого и, в отличие от «Ветланды», угрозу в САИКе может представлять едва ли не каждый. Это и есть главное отличие местной хоккейной школы, характерное для всех элитных команд Сандвикена на любом уровне, начиная с юношеского.

Больше всех на старте Юниор-элитсерии пострадал ещё один из этих трёх претендентов на выход в финал — «Эдсбюнс ИФ». Очень неплохо начав, команда затем к решающей игре дома с «Ветландой» потеряла двух ярких лидеров Клима Тарасенко и Оскара Викблада, получивших весьма болезненные травмы и выбывших из строя на разное время. Лишившись своих главных — креативной и ударной — сил, «Эдсбюн» мало что смог предложить вразумительного сначала ВБК в одном из важнейших противостояний сезона, а вскоре и ещё двум другим своим конкурентам в тяжелейшей поездке в Несхё и Лидчёпинг, потеряв таким образом 5 очков в 3-х матчах. Но, тем не менее, лидеры «Эдсбюна» потихоньку уже возвращаются к игре и команде не остаётся ничего более как навёрстывать потери. Задача представляется весьма решаемой, но очень многое здесь будет зависеть от того насколько быстро коллектив наберёт былую уверенность.

Таким образом, Юниор-элитсерия набрала свои обороты, примерив на себя интригу весьма увлекательнейшего хоккейного соревнования. Более или менее предсказуемая ясность в отношении тех, кто продолжит борьбу за один из самых почётных банди-трофеев Швеции, должна наступить когда серия фарм-клубов перейдёт свой экватор, то есть, уже в первой половине января.

Junior seriereview

The road to the youth SM-final in Sweden begins, as well as the masters, at Elitserien. But only at Junior-Elitserien for the players who are not older than 20 years. In the season of 2013-14 the oldest age at Junior-Elitserien is 1994 birth year. So each team has several young players aged from 16 to 20 who is regularly involved in the first master teams of their clubs. This factor gives the youth serie status of the real farm-clubs league whose master teams are no only represented at the swedish top bandy division Elitserien but also at Allsvenskan and the 1st Division — the second and the third by their significance country leagues as well.

Thus 10 of 14 farm-clubs of the youth league have their master teams at Elitserien, 2 at Allsvenskan and other 2 at the 1st Division. And there are no elder replacements allowed at the same time! Junior-Elitserien allows no players older than 20 to take part in it. There are few other but more lower merited leagues in Sweden’s championships for those older 20 who are out of competitions at the highest level.

Junior bandy championship of Sweden has a long history and had been played since 1955. A month ago teams of Junior-Elitserien started fighting for playoffs and the right to play in the Grand final at Friends Arena in Stockholm in March 2014. First rounds of XXXXXII championship of Sweden among youth have set priorities primarily on the top and bottom of standings identifying leaders and outsiders.

Västerås SK, Helenelunds IK and Falu BS are among those who definitely will not play in playoffs in 3 months. If such a result at serie for the last two mentioned is not the matter of principle, but a fairly poor farm-team of the great Västerås is not a pleasant discovery in itself. Does this mean that mesta mästarna has no nearest reserve and the future so on? Of couse not! Västerås has always been, is now and will be an elite club achieving the best results basically due to its own resources. But a trend to lower qualitative output from its junior school, whose fosters by the way 4 times won national junior championship, making the club leaders to reconsider concept of its development.

Desperate courage of Helenelunds, a team from Sollentuna that is within the Great Stockholm, for the second year in a row taking part at Junior-Elitserien but without even a slightest chance for success, deserves nothing more than a respectful attitude. Guys from HIK don’t afraid to look as the whipping boys. Participation at a regular serie of farm-clubs is only their opportunity to learn playing bandy and extend their lifes in the sport of big achievements on the national scene. Healthy ambitions of club’s management to build up a competitive master team, which is leading now at the Eastern subgroup of the 1st Division, to bring it soon to Allsvenskan are the main driving force here. It’s supposed that the core of this future team to be the guys who roll around Junior-Elitserien today.

Healthy sports ambitions and pragmatism of the new leaders of Falu BS, as well as in Sollentuna, allow not only retain bandy in another more classical bandy region of Sweden in Dalarna but also to look at the future with optimism. Finished last season with bankruptcy and degradation at Allsvenskan Falu BS was very close to if not to lose then certainly to cut down its bandy activities. But the new people however came to manage who understand how significant is bandy in Falun and how to start to build up their future. They contributed to save a master team which has been relegated to the 1st Division and to ensure existence of the entire bandy school in the city. Therefore a farm-club of Falu BS solves now other than just sports task at Junior-Elitserien and result for him as for Helenelunds is not the most important thing today.

IFK Vänersborg, the last year’s champion, is also among them who can not to go out to playoffs this season. Vänersborg disgracefully failed on the pre-seasonal stage of Svenska Cupen and it seems that club follows now a sad forecast being no longer a favorite of youth championship after 5 consecutive junior SM-finals. Well failure happens sooner or later to anyone but the fact that a squad of today’s farm-club from Vänersborg has those had already become a champion at this level during two previous years as well as there are many of those who are represented at a level of masters or at different national teams, so there are no explanations of disastrous season.

Those or other problems face this winter also three seemingly worth teams completed with high-class players: IK Sirius, Tillberga Bandy and IFK Kungälv. But if balancing on the border of playoffs for Sirius and Kungälv is a predicted characteristic, so risk for Tillberga to be in a dead zone is not justified by anything. It seems that junior bandy school in Västerås, where Tillberga is from also as VSK, is really in crisis.

Bollnäs GIF desperately resists to bad circumstances and it helps him more and more confidently to secure in a zone of the first eight that gives the right to go out to playoffs. Being yielded serie leaders Sandvikens AIK and Vetlanda BK on the start in a hard fight giffarna’s farm-club harvested then from a heaviest trip to Tillberga’s Västerås, Lidköping and Nässjö 5 points of 6 that is his entire asset at the moment. An achievement of only a mighty team. The team has no stars. But there is a powerful resource of motivation allowing to compensate a lack of mastery and to pull the points out of even more high-class rivals. Due to its warrior character Bollnäs literally gnaws out its wins.

Perhaps it can be said for sure that Nässjö IF, Villa-Lidköping BK and Hammarby IF will get into ¼ finals from the middle serie positions. These are the teams of an approximately equal class each having leaders of a national level. However not the sole leaders today provide results on a level of youth. Nowadays farm-club is actually a prototype of its master team where every brand of perfection represented but in its smaller copy. Therefore as at senior Elitserien at Junior-Elitserien as well is impossible to succeed without having a balanced in all the lines team which is subject to the same rules of competition as that on the highest level.

Sometimes it’s happened that the good order beats class. Latest results of Bollnäs are the best evidence of it. However the stars are a decoration for any bandy spectacle whether elite or youth series. Although the eldest birth year at Junior-Elitserien is 1994 this season but they are not those who define the game. Boys who were born a year later are the core playmakers today. It should be noted that the 95th birth year in Sweden perhaps is ever strongest at least for the modern swedish bandy history. Therefore there are more than 3 dozens at Junior-Elitserien of those who at the same time play for their clubs at a senior level with the vast majority of them are ones who were born in 1995.

The largest concentration of the brightest junior talents is observed today in 3 clubs: Vetlanda BK, Sandvikens AIK and Edsbyns IF. So namely these three are most likely to occupy top positions in a regular serie and hence to get into the final.

Vetlanda and Sandviken go undefeated. Both teams have excellent strike force and are bright representatives of their bandy schools. Their only difference is that VBK playing fast bandy based on so called rysskij hockey while SAIK traditionally weaving waltz laces. Commitment to their bandy schools is imposed on high-class performance and ability of the leaders to effectively implement alive all ideas and thoughts of their trainers.

Vetlanda has the whole scattering of star performers. Daniel Johansson, Pontus Vilen and Martin Landström can not only deliver a ball for the final shot to Filip Bringe but also themselves to put a goal end at a direct sweeping attack that is the most dangerous weapon of VBK. Guys like to play open bandy because they can do this very well and because they feel confident in their abilities. The whole team gets a clear pleasure of that is everything goes well. Vetlanda has not yet disclosed its painful points probably because the team has not yet been in critical situations. Its probably most critical moment in the season the team has already successfully passed in a very beginning, in the 3rd and 4th rounds, having gone on tour to Edsbyn and Bollnäs where from Vetlanda had taken 2 wins and a pretension to the absolute leadership. It’s no wonder that vast majority of coaches at Junior-Elitserien, 11 of 14, predicting Vetlanda to the champions this spring.

Sandviken has not yet gone through its moment of true in the season having the real trials to begin for him only after New Year when it will come time to meet all his main rivals for a high position in the serie allowing further benefits of its own field in playoffs. So far all is calm in the team now while a team’s mechanism driven by a group of players as Simon Blomkvist and Rasmus Linder functions perfectly. SAIK scores a lot and there are many of those who score. Viennese laces drawn by the team on the ice can bring anyone out to the final stage of attack and, in contrast to Vetlanda, almost everyone in SAIK can be a threat. This is a key difference of local bandy school which is a similar to all elite teams in Sandviken on any of levels beginning even from a youth one.

Edsbyns IF is the one who suffered most of the three leaders at the start of Junior-Elitserien. After having started quite well then the team on the eve of a crucial home match vs Vetlanda had lost its prominent leaders Klim Tarasenko and Oscar Wikblad who got very painful injuries and dropped out of the play for an uncertain time. Being deprived of its top creative and strike forces Edsbyn could offer a little first to Vetlanda in a one of the season’s major confrontation and second soon then to two rivals more at a heaviest tour to Nässjö and Lidköping thus having lost 5 points of 6 in 3 games. But nevertheless the leaders of Edsbyn are back to the game again and the team has nothing more than to make up for the losses. A task seems to be solved depending on how fast the team returnes to its former conditions.

Thus Junior-Elitserien has gained its turnover acquiring an intrigue of a very interesting bandy event. It comes more or less clear on those who should continue to fight for the one of most honorable bandy trophy in Sweden when the serie of farm-clubs will cross over its equator that is to be already in the first half of January.