Шведский банди возвращается на утраченные позиции

В шведском Сандвикене завершился XXXXIII розыгрыш Кубка мира среди клубных команд. Чемпион Швеции «Вестерос СК» в 7-й раз в своей истории завоевал титул сильнейшего клуба мира, переиграв в финале «Вилла Лидчёпинг БК» 4:1 (2:1) и, став, тем самым, абсолютным лидером по числу завоёванных титулов.

Похоже, что полтора десятилетия господства русских команд на мировой арене заканчиваются. Свидетельством тому не только резкий отток хоккеистов из России, среди которых есть игроки самого высокого мирового уровня, но и, самое главное, отсутствие игровой концепции, которую русские могли бы предложить мировой хоккейной общественности в связи со сложившимися обстоятельствами.

А обстоятельства складываются таким образом, что денег в российском хоккее с мячом с каждым днём становится всё меньше и меньше и поддерживать лидерство лишь за счёт скупки супер-звёзд больше не представляется возможным. Достижение быстрого результата за счёт внезапно пролившегося «золотого дождя» — мистика. Что остаётся после того как «дождь» прольёт? А остаётся практически ничего, кроме короткого отрезка яркой истории и титулов в прошлом. Примером тому несколько ещё в недавнем прошлом звёздных клубов, таких как «Динамо-Москва», «Динамо-Казань», «Зоркий»…

Один из последних оставшихся в России клубов-мультимиллионеров, хабаровский «СКА-Нефтяник», приехал в Сандвикен явным фаворитом по букмекерским ставкам, однако, второй год кряду не смог преодолеть полуфинальный барьер, уступив «Вилле» 3:6 (0:2). Причём уступил дважды, в том числе и в группе, и оба раза вовсе не случайно. Игровая модель «Виллы» оказалась более совершенной. Таким образом, финансовые инвестиции дальневосточного клуба в свой результат по-прежнему остаются неэффективными и завоёванные за несколько последних лет скудные трофеи явно не удовлетворяют амбиций ни спонсоров, ни домашней публики.

Ещё один русский фаворит турнира и обладатель прошлогоднего Кубка мира красноярский «Енисей», в свою очередь, не проиграл ни одного матча ни одной из шведских команд, хотя его соперниками по группе были такие гранды как «Боллнес ГИФ» и «Ветланда БК». Из группы он вышел с первого места, но в ¼ финала оказался начисто битым своим главным конкурентом по российской сцене «СКА-Нефтяником» 1:5 (1:1). Сибирский клуб по разным причинам потерял трёх своих лидеров топ-класса, определявших игровой рисунок, и никто из заменивших их из числа талантливой молодёжи не способен сегодня так же эффективно строить игру команды, как делали это они. К тому же «Енисей» в этом году явно просчитался в плане вывода физической готовности на пик аккурат к Кубку мира, чем он успешно пользовался в последние годы.

Явно не удовлетворён результатом своего нового клуба один из лучших игроков мира Сергей Ломанов. Приобретя Ломанова-младшего, Иванова и Булатова, «ИФК Венерсборг» не стал автоматически командой топ-уровня. Всё дело в том, что русские звёзды продолжают в своей новой шведской команде играть в русский хоккей, как они это делали в «Енисее» и «Динамо-Москва», в то время как сами шведы остаются приверженцами своего классического стиля, который им более понятен и свойственен. В этой ситуации многое зависит от тренера «ИФК» легендарного Стефана Карлссона и от того, найдёт ли он общий язык и точки соприкосновения со всеми своими хоккеистами, убедив их следовать какой-то новой, совместно разработанной игровой концепции, поскольку ни старая шведская модель, ни новая русская по-отдельности больше не работают.

Нельзя не сказать пару слов о гостепреимных хозяевах — «Сандвикенс АИК». Это супер-клуб, которому и повезло, и не повезло на этом Кубке мира. Безукоризненно и красиво пройдя группу, САИК мог вылететь из турнира уже в ¼ финала, но всё же вылетел на ступень позднее. Полуразобранный «Вестерос» оказался чуть более настырным и удачливым. Но это поражение не огорчило потому, что «Сандвикен» представил миру весьма интересную игровую модель, прототип своих будущих громких побед. Его игра стала быстрее и разнообразнее благодаря, прежде всего, одному игроку топ-класса, пришедшему в клуб из «Енисея». Да и сам Алан Джусоев засверкал в САИКе новыми гранями, раскрыв в себе новые таланты и явив яркий пример того как великий мастер нашёл себя в иной хоккейной среде. Шведская игровая модель «Сандвикена» обогатилась элементами русского хоккея, став более яркой и запоминающейся в своём тактическом многообразии. Ну а отточить и довести её до совершенства — задача из разряда выполнимых уже в самое ближайшее время.

И вообще, практика завершившегося Кубка мира подтвердила факт, что успеха добиваются те команды, которые разрабатывают и утверждают собственные игровые концепции, основанные на оригинальных идеях, исходя из возможностей своих школ. Ярким тому подтверждением является пример шведской «Ветланды», не имеющей никаких иных ресурсов, кроме отлаженной системы собственной хоккейной школы, включая и тренерскую, где Йонасу Клаессону не остаётся практически ничего более как только работать с тем материалом, который ему регулярно поставляют местные юношеские и юниорские команды.

В Эдсбюне, например, местная хоккейная школа также котируется на самом высоком уровне, но, в отличие от Ветланды, «Эдсбюнс ИФ» упрямо продолжает играть в старомодный колхозный хоккей, изолировавшись или не желая следовать веяниям современных трендов. Как следствие, ставка на добрую классику не принесла и вряд ли принесёт клубу каких-либо значимых успехов на элитном уровне, хоть команда и пополняется регулярно талантливой молодёжью. Ведь то, что срабатывает в детско-юношеском хоккее, как правило, не работает во взрослом, и в отличие от Ветланды, Эдсбюну требуются новые тренерские идеи, для чего клубу надо осмелиться выйти за рамки привычного деревенского уклада.

Таким образом, «Вестерос», «Вилла Лидчёпинг» и САИК — вот сегодня большая тройка шведского банди, которая будет определять хоккейную моду на ближайшие годы и пожинать результаты. Стратегически, вплотную к ним в краткосрочной перспективе должна приблизиться «Ветланда». Успехи остальных шведских команд могут быть лишь эпизодическими, даже несмотря на то, что в их составах немало игроков экстра-класса. Из российских команд лишь «СКА-Нефтяник» и «Енисей» сегодня способны конкурировать со шведами, но в этом году конкуренцию они проиграли, а что будет в следующем, никто в России с уверенностью сказать не может. Если в Хабаровске завтра закончатся деньги, как это уже произошло в Москве, Казани и Красногорске, то и «СКА-Нефтяник» в одночасье превратится в «Динамо-Москва-2» и единственным клубом, способным достойно представлять русский хоккей, останется лишь «Енисей», запас прочности которого ещё достаточно высок, несмотря на неудачное выступление в этом году.

Фото Татьяна Глюк

Swedish bandy returns lost positions

XXXXIII World Cup bandy had finished in Sandviken, Sweden this Sunday. Champion of Sweden Västerås SK gained its 7th title of the strongest club in the world beating Villa Lidköping BK 4:1 (2:1) in the final and thus became the absolute leader by number of trophies.

It seems that one and a half of decade of the russian dominance on the world bandy stage goes to the end. Evidence of this is not only a keen outflow of players from Russia among which are those of the highest world level but also that is more obvious the lack of game concept that russians could offer global bandy community related to the current circumstances.

But the circumstances are such that money become less and less in russian bandy by each day gone that makes no longer possible to maintain leadership due to buying superstars. This is mysticism to achieve fast results due to suddenly spilled golden rain. What remaines after the rain shed? As a rule there is nothing remained except a short period of colorful history and titles in the past. An example of this a few more in the recent years star clubs such as Dinamo-Moscow, Dinamo-Kazan, Zorkij…

One of the last of multimillionaire clubs still remain in Russia is SKA-Neftjanik from Khabarovsk that arrived in Sandviken as a clear favorite by bookmaker rates, however, could not come over semifinal hurdle losing to Villa Lidköping 3:6 (0:2). Moreover conceded twice, including the group stage, both times were not accidental. The game concept of Villa was more perfect. Thus, financial investments done by the Far-eastern club into their results remain to be ineffective while their poor trophies that have been conquered over the past few years clearly do not satisfy ambitions neither sponsors nor the home audience.

Another one russian favorite of the tournament and winner of the last year’s World Cup Enisej from Krasnojarsk, in its turn, did not lose a single game to any of swedish teams, although its rivals in the group were such grandees as Bollnäs GIF and Vetlanda BK. Enisej went off the group from the first position but proved to be completely beaten in ¼ final by its main competitor on the russian stage SKA-Neftjanik 1:5 (1:1). Siberian club by various reasons lost its 3 top leaders who defined the game path and no one of the talented youngers can replace them today doing this as effectively as they did it. Moreover Enisej miscounted in terms of bringing its physical conditions to a peak just by the World Cup which they used to do successfully in recent years.

One of the world’s best players Sergej Lomanov was apparently not satisfied with results of his new club. IFK Vänersborg has not become automatically the top team after acquired Lomanov-junior, Ivanov and Bulatov. The thing is that russian stars continue to play rysskij hockey in their new club as they did it in Enisej and Dinamo-Moscow while the swedes themselves are committed to the classic swedish style that is more peculiar them. In this situation a lot depends on the IFK’s coach legendary Stefan Karlsson whether could he find common grounds with all his players convincing them to follow some new jointly developed concept of the game because neither the old swedish model or new russian one no longer work separately.

One has to say a few words about the host team Sandvikens AIK. This is a superclub which has been both lucky and not at this World Cup. Immaculately passing through its group stage SAIK could be fired already in ¼ final but got off a stage later in ½ final. Half-disassembled Västerås was a bit more assertive and successful than Sandviken. But this defeat is not upset because SAIK introduced the world to an amazing game model, a prototype of its future high-standards wins. Its game has become faster and more diverse thanks to, first of all, a top class acquisition from Enisej. Alan Dzjusoev flashed in SAIK with new bright faces revealing his new talents as a vivid example of how the great master found himself in new bandy environment. Swedish game model of Sandviken was enriched by his appearance with elements of rysskij hockey becoming more memorable and effective in its tactical diversity. Well, to hone and bring it to perfection is a task that can be reached in the very near future.

In general the practice of the World Cup confirmed the fact that success comes to those teams that develop and approve their own game concepts based on original ideas and capabilities of their schools. A clear proof of that is an example of swedish Vetlanda which has no other resources than well functioning system of their own bandy school, including the coaching one, where Jonas Claesson is left actually nothing else as to work only with the material that is regularly supplied by Vetlanda’s junior and youth teams.

In Edsbyn, for example, a local bandy school is also listed on the highest level but, in contrast to Vetlanda, Edsbyns IF stubbornly continues to play old fashioned bandy isolating or unwilling to follow the modern trends. As a consequence the stake on a good classic did not bring and is unlikely will bring club any significant success at the elite level even though the team is updated regularly with the talented youths. All that what works in youth bandy as a rule does not work in senior level at all. So Edsbyn requires new coaching ideas and attitude for what the club has to dare to go beyond their usual rustic lifestyle.

Thus Västerås, Villa and SAIK today are big three in swedish bandy that will determine fashion for the coming years and reap the results. Strategically Vetlanda is close to them and should approach big trojka in the near future. The success of other swedish clubs can come only by an occasion even despite they have many top players in their squads. There are only SKA-Neftjanik and Enisej from the part of the russian teams now able to compete with the swedes, but this year they have lost competition and no one in Russia can say safely what will happen next year. If Khabarovsk tomorrow run out of money as it already happened in Moscow, Kazan and Krasnogorsk then SKA-Neftjanik suddenly become Dinamo-Moscow II and only the club that can worthly represent Russia on the world stage will be Enisej alone those stock of the strength is still quite high despite unlucky performance this year.

Photo by Tatyana Glyuk